- Я всегда так считал, - говорит Иван Данилович. - Указания армейского хирурга должны быть доведены до каждого хирурга, и они должны следовать этим указаниям. В подчинении главного хирурга -
12 лечебных учреждений: госпитали, медсанбаты, медицинские роты, где хирургами
работали выпускники не только нашей Академии, но и военно-медицинских и других
медицинских вузов из разных городов страны.
Специально в каждое лечебное учреждение доставлялись соответствующие брошюры с
профессиональными советами и рекомендациями. Мои указания строились на основе указаний
моих учителей. Как я уже сказал, моим первым учителем был Виталий Ильич Попов,
и именно под влиянием его лекций и его самого как незаурядной личности во мне
зародился дух исследователя. В течение четырёх лет я работал в научном кружке
под его руководством.
Опыт
и наставления учителей Косачева оказывали ему в Афганистане неоценимую поддержку,
особенно по организации хирургической помощи раненым. Да и собственный хирургический
стаж доктора Косачева к этому времени составлял уже двадцать лет, уже был накоплен
немалый собственный опыт. Одна только зимовка на Белом материке - в Антарктиде,
при минус 83-х градусах зимой и минус 25-и летом, чего стоила! Это надо было
пройти - ведь для того, чтобы грамотно оказывать людям профессиональную помощь
в экстремальных обстоятельствах, надо и себя поместить в эти условия! А как же
иначе.
Теперь вот Афганистан. Сверхэкстремальный Афганистан...
Сюда Иван Данилович не с пустыми руками прибыл - к этому времени он уже выполнил огромную работу по лечению огнестрельных ран в условиях интоксикации (отравления).
Результат этого исследования был защищён как докторская диссертация как раз
накануне афганских событий: вот оно - предощущение искателя истины!
-
Моя докторская диссертация была посвящена вопросам лечения комбинированных
поражений на фоне отравлений. Таких работ не проводилось уже несколько
десятилетий, и в условиях афганской войны она оказалась чрезвычайно актуальной.
Мы лечили раненых на фоне гепатита, брюшного тифа, амёбиаза и других
заболеваний. С ранениями на фоне отравления мы столкнулись впервые.
Работа в условиях войны проводилась с большой интенсивностью. Если в мирное время обычно
в сутки выполняется по пять-шесть операций, то здесь - по пятьдесят - шестьдесят.
Из
вчерашнего дня в день сегодняшний
- С огромным уважением и благодарностью вспоминаю командующего 40-й армией Игоря
Николаевича Родионова.
Командующий обладал огромной властью, все решения стратегического значения ему надо было
принимать здесь, на месте.
Это был большой стратег, причём, стратег суровый и требовательный.
При этом он очень заботился о солдатах и офицерах.
«Прошу беречь солдат и офицеров, как своих сыновей. Не бросаться на амбразуру, если
можно избежать жертв» - это его часто повторяемые слова, наставления.
И еще он напутствовал нас «по-пироговски»:
«Вы должны быть не только в операционной, вы должны быть организаторами, уметь эффективно организовать работу всех хирургических, всех лечебных учреждений, а потом уже
оперировать…».
Он знал, что говорил.
Он умел убеждать логикой и одновременно быть строгим и требовательным. Нас он всегда
выслушивал с большим вниманием. С ним всегда можно было решить любой действительно
важный и актуальный вопрос - если, конечно, объяснить ему возникшую проблему просто
и ясно.
Уверен, что если бы Игорь Николаевич Родионов был сегодня с нами, он бы очень серьёзно
возражал против проводимой сегодня в области подготовки военных врачей реформы.
Помня уроки войны и наставления своих учителей, я продолжаю давать своим курсантам уроки
сверх нынешней программы. Потому что убеждён: проводимая реформа снижает
уровень подготовки военных врачей, тем более военных хирургов. Такая реформа -
в случае боевых действий - обещает большие потери. Врач, получивший такую
подготовку, не сможет оказать необходимую помощь и в необходимом объёме.
-
«Поедете?» - спрашивали нас.
«Куда Родина пошлёт!» - отвечали мы.
В Афганистан я отправлялся с той же проблемой, что и в Антарктиду: изучение реакции
человека на экстремальные условия. Ведь война - это и есть самые экстремальные
условия. И там, и там организм встаёт на дыбы, в стойку, защищает себя изо всех
сил. Как он реагирует? Увидеть это - и есть задача исследователя.
А как помочь организму, как помочь человеку - это уже задача врача. Но, конечно,
самой главной задачей было реально помогать раненым.
Лечить людей.
Не хочу казаться героем - я не писал заявления об отправке в Афганистан. Я опять
вспомнил отца: инвалид второй группы, не важно, какая война, ранение - то же
самое... Раз меня научили, надо помогать.
Я выполнил работу по взрывным ранениям и травмам. В Афганистане каждая четвёртая
травма была в результате воздействия взрывных устройств. Это так называемая «минная
война».
«Делай, как я!» Вот какой был здесь рабочий девиз. Это значит по 12-14 часов за
операционным столом. Конечно, не обошлось без потерь:
за время войны погибло 35 врачей - от лейтенанта до полковника. Из них 11 -
выпускники нашей Академии. При мне погиб лейтенант Линёв, 10 декабря 1985 года.
Он посмертно награждён орденом Красного Знамени: «…считаю для себя нужным
находиться на ответственном участке выполнения интернационального долга.
Занимаюсь со второго курса исключительно на кафедре военной травматологии и
ортопедии, имею твёрдые навыки в оказании первой врачебной и неотложной квалифицированной
медицинской помощи…». Вот такое заявление оставил курсант 6 курса Линёв Андрей
Николаевич. Он был хирургом подразделения спецназа и в сложной ситуации
выполнил свой долг врача и офицера спецназа.
(Список погибших врачей прилагается.)
… Гражданских врачей и медицинских сестёр направляли сюда через военкоматы и
только добровольцев. Они тоже проявляли чудеса героизма. Только один из
примеров: когда оперировали десятилетнего мальчика-афганца (тяжёлое осколочное
ранение в живот, наступил на мину), его к нам в госпиталь принесли на руках. Наша
сестричка Таня Воронцова отдала ему свою кровь и при этом продолжала всю ночь
помогать хирургам у операционного стола. Из госпиталя мальчик побежал на своих
ногах…
Кто из него, интересно, вырос сегодня?
Звали его Али Амату.