12 Сентябрь, 2013
Статьи » Текущие » Блокада

ДЕВЯТЬСОТ БЛОКАДНЫХ ДНЕЙ –
АПОГЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАДАНИЙ

Сегодня 8 сентября 2013 год. Тёплый солнечный день доброй осени двадцать первого столетия. Санкт-Петербург. Город большой, красивый, устремлённый в светлое завтра.
Здесь только что завершил работу очередной общеевропейский саммит G-20.
По уже сложившейся традиции специалисты и политики вели здесь речь об экономике, о деловых взаимоотношениях государств и экономических выгодах. Однако на этот раз миротворная интонация общения во второй половине встречи несколько изменилась. Ровно половина участников этой многозначительной встречи, представители десяти стран во главе с президентом Соединённых Штатов Америки, проголосовали - за войну. Единодушие, установившееся, как ранее могло показаться, в рассмотрении особо принципиально важных вопросов, на этот раз закончилось, а именно - в вопросе отношения к войне, точнее, к ситуации в Сирии. Представители десяти государств во главе с Обамой - непримиримо за войну! Десять из двадцати! И этот неожиданно возникший в работе саммита «нюанс» не мог не обратить на себя внимания, особенно петербуржцев. Вернее, ленинградцев, переживших вражескую блокаду, такую, какой до этого не знал мир.

{img1}

72 года назад, 8 сентября 1941года, в такой же сентябрьский день вокруг Ленинграда замкнулось кольцо вражеской блокады. Так что слово «война» для них, для ленинградцев, так или иначе прозвучавшее на саммите, не могло остаться не замеченным и не вызвать соответствующего к нему отношения.
Девятьсот блокадных дней – это «апогей человеческих страданий».
Так назвали их в своей «Блокадной книге» Даниил Гранин и Алесь Адамович. Книга состоит из трудных рассказов о блокадной жизни тех, кто остался в живых. Изо дня в день, в каждой квартире, на каждой лестничной площадке, в душе каждого блокадника ежечасно, ежеминутно шла борьба за жизнь. Страдания людей невозможно описать словами. «Голод сдерживающих преград лишает: исчезает мораль, уходят нравственные запреты, - писал в одном из своих интервью после выхода книги Даниил Гранин. - Голод - это невероятное чувство, не отпускающее ни на миг. Но, к удивлению моему и Адамовича, работая над этой книгой, мы поняли: Ленинград не расчеловечился, и это чудо!».
История блокадного Ленинграда - это трудная исповедь города-мученика, выстраданная самими людьми, показанная на основе живых свидетельств, сохранённых и собранных оставшимися в живых людьми. Изложенные в «Блокадной книге» факты показались её первым читателям настолько страшными, что её публикация была запрещена. Вначале книга вышла, но с большими купюрами, в журнале «Новый мир» в 1977 году и лишь через семь лет, в 84-м, отдельной книгой.
Это книга - о голоде, о смерти и о жажде жизни! Героизм и мужество, слава и бессмертие ленинградцев - в нечеловеческих условиях защитивших человеческое достоинство, свой родной, любимый, многострадальный город.
Мужество ленинградцев продолжает поражать умы и сердца людей, живущих и далеко от нашего города, в разных точках планеты. Невозможно поверить, что такое могло быть на самом деле. Блокада жестоко уничтожала людей и всё человеческое в них. Но она и открывала в людях новые, неведомые до этой поры силы и возможности: интеллигентности, человечности, благородства. Сформировалась – выстрадалась! - новая порода людей. Будет уместно процитировать стихи мужественной блокадницы Ольги Берггольц:

Нам от тебя теперь не оторваться
Одною небывалою борьбой,
одной неповторимою судьбой
мы все отмечены. Мы – ленинградцы!
............................................................
Нам от тебя теперь не оторваться.
Куда бы нас ни повела война –
Его величием душа полна,
И мы везде и всюду – ленинградцы.
2 мая 1942 г.

{img2}

« Мы – ленинградцы. Ленинградская блокада, блокадники - живое свидетельство несгибаемой духовной силы человека, способного пережить невозможное и при этом остаться людьми».
Эта мысль пронизывает все воспоминания блокадников, разделивших мученическую участь с родным городом и в этом черпая силы жизни. В короткий срок Ленинград превратился в город-крепость. Он не просто жил, он помогал фронту: промышленность дала фронту более двух тысяч танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин. На заводы и фабрики пришли дети и, голодные, наравне со взрослыми, вносили свой вклад в разгром врага.
Жизнь города продолжалась - продолжалась теми, кто был в состоянии её продолжать. Почерневшие от голода люди идут в Эрмитаж и смотрят картины, которых в рамах нет, но они их видят, они помнят их. Они идут медленными, но верными шагами, в библиотеку и при тусклом освещении находят в книгах слова поддержки и силы жизни. А с каким душевным подъемом, волнением и благодарностью слушали блокадники по радио только что созданную - выстраданную Дмитрием Шостаковичем Седьмую героическую симфонию, которую он посвятил великому подвигу Ленинграда и ленинградцев и назвал ее «Ленинградской».
«Моя мысль и творческая энергия, - говорил Шостакович, - неудержимо заставляют меня двигать мое сочинение к окончанию. Седьмая симфония – о торжестве жизни».
Как написала в своих воспоминаниях Ольга Берггольц, присутствовавшая на премьере героической симфонии в Москве, «я смотрела на Шостаковича, сына и защитника Ленинграда, и думала: «Этот человек сильнее Гитлера!».

{img3}

Из книги «Воспоминаний» Дмитрия Лихачёва:
«Холод был каким-то внутренним, он пронизывал насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказывались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала тёмной, если лицо стало похожим на череп мертвеца с оскаленными передними зубами - мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день…».


История блокадного Ленинграда - это трудная история о городе-мученике, - о голоде, о смерти и – о Жажде жить! Героизм и мужество, слава и бессмертие ленинградцев, в невероятных нечеловеческих условиях защитивших свое достоинство, свой любимый город, продолжают поражать умы и сердца людей, живущих на Планете. Это мужественная эпоха из реальной жизни человечества, это живое свидетельство несгибаемой духовной силы человека, способного пережить невозможное и при этом не стать нечеловеком. Но цена подобного испытания слишком велика.

{img4}

«Здесь лежат горожане - женщины, дети...
Рядом с ними - солдаты - красноармейцы…
Знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт, ничто не забыто…

Кто не знает эти слова Ольги Берггольц, высеченные на граните Пискарёвского мемориала в выжившем, сохранённом городе, самого большого захоронения жертв Второй мировой войны во всём мире. Количество жертв всё еще уточняется – оно от нескольких сотен тысяч до двух с лишним миллионов.

Блокадников, оставшихся в живых, остаётся всё меньше. Вместе с ними уходят в туман прошлого и события тех дней, и всё невероятнее представить жестокую реальность, которая заставляет мать принимать решение - кому из двоих сыновей отдать последнюю кроху хлеба и сохранить тем самым ему жизнь… Это ли ни апогей человеческих страданий?!

«Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
и не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла и без света.
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире и силы нету,
чтобы это всё превозмочь.
Умирали и говорили:
наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!»
(Елена Рывина)

{img5}

Число жертв голода росло. Каждый день в Ленинграде умирало более 4000 человек, что в сто раз превышало показатели смертности в мирное время. Были дни, когда умирало по 6 - 7 тысяч человек. Только в декабре 1941 года - 52881 человек. Потери же в январе-феврале 1942 года – 199187 человек. Период со средины ноября до конца января 1942 года, по свидетельству Д.В. Павлова, уполномоченного ГКО по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта, со средины ноября 1941 года до конца января 1942 года были самыми тяжёлыми за всё время блокады. Внутренние ресурсы к этому времени оказались полностью исчерпанными. Все свои надежды и чаяния люди возлагали на зимнюю дорогу...

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

(23 февраля 1942 г., Анна Ахматова)

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября по 27 января 1944 года.
Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года.
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.

{img6}

Официальная статистика.
При довоенной норме смертности в 3000 человек, в январе-феврале 1942 города в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте - 100000 человек, в мае - 50000 человек, в июле - 25 000, в сентябре - 7000 человек. Радикальное снижение смертности произошло из-за того, что слабые уже умерли: старики, дети, больные. Теперь главными жертвами войны среди гражданского населения были в основном погибшие не от голода, а от бомбовых ударов и артобстрелов. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибло приблизительно 780000 ленинградцев.
К моменту прорыва блокады в городе оставалось около 800000 человек гражданского населения. 14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новогородскую стратегическую наступательную операцию, и уже к 20 января советские войска полностью освободили Ленинград от вражеской блокады.
За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. На Нюрнбергском процессе фигурировало 632 тысячи человек и только 3 процента из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97 процентов умерли от голода.
Большинство умерших в блокаду похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Площадь кладбища - 26 га. В длинном ряду лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640000 человек, погибших от голода, и более 17000 ставших жертвами воздушных налётов и артобстрелов. Общее число жертв среди гражданского население в городе во все время войны превышает 1,2 миллиона человек.
Многие погибшие ленинградцы были кремированы в печах кирпичного завода, находившегося на городской территории нынешнего Московского парка Победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» - один из самых страшных памятников Петербурга. В 1941-44 годах здесь было похоронено больше 100000 человек.
Умерших хоронили практически на всех кладбищах города.

За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за все время этой войны.

ЗЕЛЁНЫЙ ПОЯС СЛАВЫ
В истории Великой Отечественной войны нет другого такого примера, когда бы многомиллионный город в течение 900 дней жил и боролся в кольце вражеской блокады. И не только выдержал осаду, но и победил врага!
В честь героических защитников Ленинграда как на фронте, так и в самом городе установлено много памятных знаков, монументов, обелисков, созданы мемориальные кладбища.
Один из монументов – особый, в 200 километров длиной.
Он расположен на рубежах героической обороны Ленинграда и назван
ЗЕЛЕНЫМ ПОЯСОМ СЛАВЫ.
Этот памятник - символ бессмертного подвига солдат России на берегах Невы, на полях сражений Отечественной войны…

Все права сохранены  ©  ОООИВА Санкт-Петербург

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

https://oooiva-piter.ru/article/read/blokada.html