198120, Санкт-Петербург, пр. Старо-Петергофский, д. 54, литера В

  телефон: (812) 400-07-74


 

 

ОООИВА Санкт-Петербург
 Помним...

За 10 лет афганской войны погибло более 15000 военнослужащих советской армии и почти 54000 были ранены.

Вечная память погибшим

Книга памяти

 Пожертвование

Мы благодарны всем оказавшим материальную поддержку нашей организации.

подробнее
 Информеры



Погода в России

Статья 3

Жизнеутверждающее соло хирурга

Иван Косачев:
«Мой Афганистан - это тест на порядочность…»

Командующим 40 армии в Афганистане
Родионовым И.Н.
он был представлен к званию
«Герой Советского Союза».
Но, по возвращении домой,
в родную Академию, ему стало известно,
что от звания остался только орден Ленина…


Всё-таки необыкновенные они люди - хирурги.

Особенно если они - выпускники нашей, Санкт-Петербургской, военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. И вопрос - они выбирают хирургию, или хирургия выбирает их - остаётся пока открытым. Они узнают друг друга однажды и зачастую навсегда, Да, бывает, что не узнают и расходятся - но не об этом сегодня. Сегодня о полном совпадении.
Уже с первых минут разговора начинаю понимать, что Иван Данилович Косачев есть хирург и никем другим быть не может. Каждая его фраза строго ложится в контекст его суждений о времени, о себе, о людях и уже никакой обработке не подвергается (решение принято - разрез сделан - продолжаем лечение…).
А если без аллегорий, то дело было так.
Вернулся с войны тяжелораненый отец, на его груди зияла рана, и через неё можно было видеть, как пульсирует при дыхании лёгкое. Велико было детское горе: пятилетний Ваня не знал, как помочь отцу, и в своих переживаниях находил успокоение лишь в тайных клятвенных обещаниях самому себе стать хирургом, чтобы вылечить отца. Именно военным хирургом - почему-то все послевоенные мальчишки его круга считали военных хирургов самыми главными врачами на всём белом свете.
К слову, спустя несколько лет коллеги Ивана Даниловича, именно хирурги, сделали отцу операцию, после которой он прожил ещё сорок лет.

К этому времени Иван Данилович закончил Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова, в Ленинграде, стал сначала кандидатом наук, потом доктором наук, открыл несколько новых страниц в современной хирургии, сделал сотни операций, спас сотни жизней российским солдатам и офицерам, воевавшим в Афганистане.
Из доверительного рассказа Ивана Даниловича выходило, что всё в его жизни было предопределено с самого рождения, и этому плану он следовал всю свою жизнь. Возникающие же при этом трудности и проблемы только тренировали и укрепляли волю и силы для выполнения самой главной задачи - узнать о потенциале возможностей человеческого организма, оказывающегося волей случая и судьбы в сложных для него обстоятельствах, а познав, найти способ помочь ему справиться с задачей самозащиты и выживания.

Так, в одном человеке соединились исследователь и врачеватель.
Поначалу подумалось, что нельзя быть глубоким исследователем и успешным хирургом одновременно, эти два процесса несовместимы, прежде всего, по темпу, по времени: исследования требуют длительной, вдумчивой работы, а операции - дело срочное, особенно если речь идёт о боевой травме или ранении. И как в одном человеке в одно и то же время может действовать глубокий исследователь и лечащий врач?

Разумеется, я имею в виду Ивана Даниловича Косачева, военно-полевого хирурга и доктора медицинских наук одновременно. Как истинный исследователь, он на протяжении всей своей жизни одержим одной проблемой - узнать, как организм человека реагирует на экстремальные обстоятельства, и какими возможностями должна обладать современная медицинская наука для оказания необходимой помощи человеку в выживании и жизни в данных обстоятельствах. Иллюстрацией к этому тезису может служить «романтическая командировочка» на самый загадочный материк планеты - в Антарктиду, на антарктическую зимовку протяжённостью в целый год. Научный продукт по следам этой экспедиции - первая большая научная работы по адаптации к этой единственной в мире климатической (и психологической - тоже!) экзотике людей, также ведущих свои исследования, выполняющих здесь важные государственные задачи, и оказание им необходимой медицинской помощи.
Как честный исследователь, Иван Данилович Косачев был обречён гоняться за истиной, выходить, если повезёт, за пределы человеческого опыта, а затем добытую там информацию вновь вовлекать в человеческий опыт. Так идёт бесконечный процесс, а получаемая при этом новая информация побуждает к новым исканиям. Результат таких погружений и возвращений - четыре сотни научных работ, восемь монографий, десять изобретений и патентов, главы в медицинских учебниках и руководствах, десятки учебно-методических пособий. И - десятки молодых последователей, заражённых спокойной, я бы даже сказала элегантной манерой своего учителя задавать природе вопросы, искать и находить на них ответы.
Но! Мы, конечно, не можем не помнить о том, что Иван Данилович - хирург! Военный хирург. А это очень трудная работа.
Исследовательский ум хирурга оценивает ситуацию прежде, чем он начинает в ней действовать - или этот процесс происходит одновременно, и тогда путь для принятия единственно верного решения становится еще более коротким. Хирург всегда принимает судьбоносное решение, когда в одну секунду решается участь человека. И если доктор Косачев настаивает на операции - значит, он всё уже просчитал, вымерил, знает наверняка, и его уже никто не переубедит. Какие бы преграды ни выстраивались на этом пути, он будет непреклонен и получит тот результат, во имя которого шёл решительно, даже если на этом пути возникал окрик начальствующего субъекта, наслаждающегося своей властью над людьми.

Это особенно ярко проявилось в Афганистане, куда И.Д. Косачев был командирован вместе с десятками выпускников Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова в 84 - 86-е годы того страшного десятилетия, был там главным хирургом 40-й армии. (Главных хирургов в Афганистане из Военно-медицинской академии за все годы войны было четверо, в их подчинении находилось в среднем по 150 хирургов и анестезиологов, 12 медицинских учреждений, где выполнялись хирургические операции.) Как мы теперь знаем, всю работу по спасению раненых и оказанию им медицинской помощи организовывал главный хирург. Через него шли все указания, он выстраивал работу всех подчиненных ему структур, всех медицинских частей и подразделений 40-й армии. Особенно трудно было в дни активных боевых действий, когда особенно важно было организовать работу грамотно и эффективно. Вот где пригодились советы, вернее, заповеди великого хирурга Николая Ивановича Пирогова про его знаменитую сортировку раненых: «На войне главное - не медицина, а администрация». Когда раненые поступают в госпитали в огромном количестве, начинается хаос. Пирогов предложил разделять раненых на несколько категорий - по специфике и сложности ранений: безнадёжные, смертельно раненые, тяжело раненые, требующие срочной помощи, раненые, которых можно сразу же транспортировать, и легко раненые. Эти идеи Н.И. Пирогова внимательно преподавались в Академии на кафедре военно-полевой хирургии его последователем Виталием Ильичом Поповым, известным фронтовым хирургом, участником Великой Отечественной войны, пользовавшимся доверием и уважением самого маршала К.К. Рокоссовского. Иван Данилович гордится тем, что был учеником В.И. Попова.
Итак, прежде всего надо было провести грамотную сортировку раненых. Поэтому на этот ответственный участок выделялись самые опытные хирурги. Вся последующая работа приобретала более организованный, более системный и целенаправленный характер. И это помогало спасению сотен раненых; летальность среди военного контингента за эти годы, самые трудные, по оценке специалистов, из всех лет этой войны, сократилась в два раза по сравнению с предыдущими годами.

Страница 1 из 4 1 2 3 4 > >>
28 Март, 2012 / Просмотров: 14973 / ]]>Печать]]>
 
 Соцсети




 Наши партнеры












© 2024 Все права защищены oooiva-piter.ru