198120, Санкт-Петербург, пр. Старо-Петергофский, д. 54, литера В

  телефон: (812) 400-07-74


 

 

ОООИВА Санкт-Петербург
 Помним...

За 10 лет афганской войны погибло более 15000 военнослужащих советской армии и почти 54000 были ранены.

Вечная память погибшим

Книга памяти

 Пожертвование

Мы благодарны всем оказавшим материальную поддержку нашей организации.

подробнее
 Информеры



Погода в России

Экскурсия 09.11.2013 при поддержке компании "Газпром Нефть"

Экскурсия

Экскурсии по Санкт-Петербургу для членов нашей организации и её гостей начинаются, как правило, с этой знаменательной точки города - с Парка Интернационалистов. Здесь сооружён памятник воинам, погибшим в Афганистане. Парк был открыт в 1984-86гг, а своё имя - Парк Интернационалистов - он получил в 1988 году. В память погибшим в Афганистане советским воинам.
Памятник создан скульптором Н.А. Гордиевским и архитектором Н.А. Тарасовой. Идейный замысел мемориала олицетворяют статуя Скорбящей Матери, фигуры воинов; на гранёные стелах, установленных на гранитном подиуме, запечатлены имена погибших воинов.

В добавление к сказанному: как нам стало известно, 15 ноября этого года подведены первые итоги творческого конкурса на лучший памятный знак, посвящённый 25-летию вывода войск из Афганистана. Монумент планируется установить в середине февраля в Парке воинской славы, открытом на пересечении улиц Бадаева и Джона Рида. За основу памятного знака выбрана работа Владислава Маначинского.

Несколько минут молчания - прикосновения к прошлому, к памяти об оставшихся там друзьям и однополчанам, к тому времени, из которого им повезло добраться до сегодняшнего дня, удалось уцелеть, пусть и не в великом составе, но все-таки - есть кому помнить и вспомнить, рассказать, как было… И - как есть… спустя двадцать с лишним лет…
По завершении традиционного ритуала возложения цветов наш экскурсионный автобус начал заполняться пассажирами - кто как мог, как позволяли физические возможности; для наших колясочников - особые приспособления, облегчающие их вход и выход в транспорт, что приятно удивило. Раскатились по салону, расселись, попробовали разговориться - перенастроиться… впереди длинная несколькочасовая дорога в глубокую историю Санкт-Петербурга, к истокам города, когда на неуютном безлюдном берегу… Впрочем, пусть об этом скажет сам Александр Сергеевич, да-да, именно Пушкин:

На берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко
По мшистым топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

…И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы веков, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво,
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен, корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся.
В гранит оделася Нева
Мосты нависли над водами
Темно-зелёными садами
Её покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

ПЕТЕРБУРГ ЖДЁТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ

Интервью
Больше трёхсот лет назад, в 1705 году, встретились, почти случайно, или так было задумано небесами, два восторженных, два талантливых человека, одержимых страстной потребностью изменить мир к лучшему, по лучшим образцам того времени и их воображения. И начали создавать Великий Город, единственный в своём роде и неповторимый.
Санкт-Петербург! Авторская работа! Выполненная под управлением Великого Петра и Великим швейцарцем Доменико Трезини.
(Правда, при основании города в 1703 году Трезини не присутствовал, он прибыл в Россию в 1704 году - не просто было добираться через Архангельск и Москву, и первый год он провел в Нарве, потом в Кронштадте...).
Кажется, нецелесообразно, исходя из такого исторического контекста, задаваться вопросом:
а есть ли в нашем городе памятник его первому архитектору?
Вы скажете: а то, что построил Трезини - разве не есть памятник ему самому?
Ведь хотя бы частичное погружение в творческую биографию архитектора на петербургской земле даёт объёмное представление о его творческой деятельности здесь.

 Скульптор Павел Игнатьев (фото Константина Аникушина)

И, тем не менее, задаюсь этим вопросом и адресую его человеку, который уж точно знает ответ на него.
Итак, представляю вам своего собеседника:
Павел Игнатьев, скульптор, автор первого памятника Доменико Трезини в Санкт-Петербурге. Это, по его словам, дело его жизни. Однако «дело его жизни», его дипломный проект, двадцать лет пылится на полке.

- Почему вы выбрали для дипломной работы именно Трезини?
Ведь, насколько мне известно, документальных портретов Трезини не сохранилось?
Каким вы его себе представили?

- Да, портрета действительно не сохранилось. Но найдены и опубликованы подлинные письма, документы, чертежи, и через слова, рисунки можно попытаться представить реальный образ великого зодчего из 18-го столетия. Трезини родился в итальянских Альпах, сегодня это территория Швейцарии, кантон Тичино. Он был одним из сотен мастеров-архитекторов, разъехавшихся в то время по всей Европе. Из тех же мест Руска и Борромини, где-то рядом родился Кваренги… Трезини повезло больше многих - он стал строителем целого города, самого большого из всех городов, строившихся тогда в Европе. Расстояния, которые Трезини, как главному архитектору, приходилось проплывать на лодке, проезжать на санях, поражают воображение - ведь Петербург строился одновременно от Кронштадта до Шлиссельбурга.
В Россию, к Петру, приезжали многие европейские архитекторы, но большинство не выдерживали - ни климата, ни деспотичного характера таких правителей, как Леблон и Шлютер. Уехал в Дрезден Гаэтано Киавери. Маттарнови, Гербель работали в России лишь по несколько лет. И только Доменико Трезини смог на протяжении трех десятилетий работать с Петром и с Меншиковым.
До приезда в Россию его жизнь вряд ли отличалась от судеб большинства европейских зодчих.
Из родного Тичино он уехал на учебу - сначала в Милан (или Рим?), затем в Копенгаген и затем, по контракту, в Петербург. Под впечатлением от полученной информации и собственного творческого воображения я представил Трезини как иностранца в России, как ДЕДАЛА В МЕХАХ, застывшего перед раскрывшейся перед ним горизонталью Невы и увидевшего будущую вертикаль Петропавловского собора. Повторюсь: документальных портретов скульптора мной не найдено, хотя и существует карта Петербурга, хранящаяся в Стокгольме, на которой в одном из её углов нарисованы три фигуры, и каждый из авторов, описывающих этот план, видит в персонажах то Петра, то Меншикова, то Трезини, то Гербеля...
Я делаю статую Главного Архитектора, создателя, строителя Санкт-Петербурга. Архитектора, прибывшего в новое, незнакомое пространство, в восторге предчувствующего воплощения своих мечтаний, «преисполненного священной гордости за дарованную ему небесами возможность выполнить своё предназначение».

- Значит, вы работали в основном по своим интуитивным представлениям об этом человеке?
- Работа художника вообще интуитивна в своих основаниях. Какие могут быть рациональные способы в творчестве? О петровском времени написано много книг, для меня самым важным текстом, впечатление о котором сохраняется, это «Восковая персона» Тынянова. Повесть о Растрелли, барокко, Петербурге.

- Удалось ли вам создать тот образ, который показался вам наиболее соответствующим оригиналу?
- Я не ставил задачу создать фигуру для Музея Мадам Тюссо, хотя хорошую куклу тоже сделать не так просто. Конечно, я делал в соответствии со своими представлениями. Наверное, это невозможно - иметь в голове одни представления, а делать в соответствии с какими-то другими. Хотя и у писателей персонажи зачастую выходят из-под авторского контроля и начинают жить своей жизнью, противоположной первоначальному замыслу. Автор всегда оказывается между Големом и Галатеей. Процесс работы над статуей подчиняется каким-то собственным ритмам. И если автор входит в «резонанс», тогда создается то, о чем он даже не думал...

- В какой стадии находится ваша работа? Насколько мне известно, скульптура должна была выйти на улицы города уже в прошлом, 2012 году. Что могло помешать этому событию?
- Вся история с Трезини длится уже больше 15 лет. Это какой-то процесс, к которому я имею лишь опосредованное отношение. Многие люди подключаются к нему, и тогда мы находимся в совместном путешествии. Есть много разных обстоятельств…

-В какой форме была проявлена заинтересованность города в завершении интересной и значимой для него работы? Заинтересованность горожан? Помощь меценатов? Какова дальнейшая судьба скульптуры Трезини?
- Первый мой эскиз скульптуры был показан еще Анатолию Собчаку, тогда он принял решение о присвоении площади имени Трезини; бронзовую скульптуру Трезини губернатор Яковлев подарил президенту Швейцарии; при Валентине Ивановне изменилась планировка Площади Трезини, исчез и вновь возник Благовещенский мост. Установку памятника поддержал Общественный совет Санкт-Петербурга. Последние годы проект поддерживает Фонд Жорно - есть такой меценат в городе, без его энергии и активной поддержки об установке памятника можно было бы и забыть. Юрий Юрьевич Жорно - самый активный участник проекта. Согласование памятника проходит через десяток инстанций, я даже не знаю их названий, и всю эту работу ведёт Фонд Жорно. Да, мой проект как-то всегда поддерживали государственные институции, будь то мэрия, комитет по архитектуре; с самого начала на эскиз обратил внимание Иван Уралов, тогда главный художник города. Но, несмотря на наличие всевозможных постановлений, со стороны власти никогда не было речи о финансировании проекта. Только благодаря сотрудничеству с Фондом Жорно появилась надежда на то, что работа будет завершена.
Создание скульптуры - всегда длительный процесс, связанный со многими участниками -литейщиками, формовщиками, чеканщиками, архитекторами, строителями… Каждый этап требует внимания, сил, времени. Не могу сказать, что скульптура - самый тяжелый жанр, но в основных чертах создание памятника в наши дни ничем не отличается от 18 века. Приблизительно теми же инструментами Карло Растрелли, ровесник и друг Трезини, создавал конный монумент в нашем городе. Но главное, конечно, не инструменты и технологии, главное - конечный результат, воплощённая творческая мысль.

И. Алябьева
(фото Константина Аникушина)

Фотогалерея экскурсии

Трезини был самым востребованным архитектором петровской эпохи. Первой его работой в России был форт Кроншлот близ острова Котлин в Финском заливе, построенный уже к маю 1704 года. Летом этот форт выдержал атаки шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу.
В 1706 году Доменико Трезини была поручена перестройка земляной Петропавловской крепости в каменную. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. Здесь же архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора, Петровских ворот, строил казармы, погреба и другие сооружения. Созданием крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры, применив совершенно новые для России того времени принципы строительства фортификационных сооружений.
В начальный период строительства Петербурга Доменико Трезини стал главным архитектором Канцелярии строений. Канцелярия эта изначально была создана для надзора над строительством Петропавловской крепости, а затем стала отвечать за развитие города в целом.
В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен первый Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Почти одновременно с этим зодчий вёл строительство Летнего дворца Петра I.

Для исполнения работ в срок мастеру необходимы были ученики. По приказу Петра I ими могли быть только русские, именно русских будущих архитекторов Трезини и стал обучать в своём доме на берегу Мойки. Одним из его учеников стал архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Доменико Трезини стал первым преподавателем архитектуры в России.
Архитектурный стиль, в котором работал зодчий, называют «петровским барокко». Его отличает сдержанность при архитектурном оформлении зданий, что так по душе было Петру I. Трезини ввёл в Петербург петровской поры североевропейскую архитектуру, свойственную протестантской культуре. При этом она применялась лишь для казённых строений, тогда как русские богачи требовали вычурной пышности. Исключением был лишь сам царь, который только к концу своего правления поселился в по-настоящему богатом дворце. (Но то здание было спроектировано уже не швейцарцем Трезини, а итальянцем Маттарнови).
Умер Доменико Трезини в Петербурге, 19 февраля 1734 года. На шестой день его похоронили на кладбище у Сампсониевского собора. Его могила, увы, не сохранилась. Но уже одно то, что он остался на русской земле, которая его знает и помнит, где он обрёл творческий восторг и мог в течение многих лет заниматься любимым делом, начатом при активнейшем содействии Петра Великого, - всё это заставляет думать, что место вечного упокоения в русской земле Доменико Трезини воспринимает без огорчения.

Реплика участника экскурсии
Экскурсия своей цели достигла.
К моменту ее завершения на месте экскурсовода мы увидели юного Петра, именно того Петра, молодого, красивого, сильного, жаждущего новых знаний для себя и для России, убеждённого в том, что те честолюбивые задачи, которые он поставил перед собой и перед Россией, он выполнит. И создаст прекрасный европейский город с неповторимой архитектурой, где будут жить умные просвещённые люди и творить добрые дела… Сам набирался знаний, искал талантливых людей, чтобы пригласить их в Россию, в молодой перспективный центр мира, чтобы Россия была лучшей в нём.
Наш экскурсовод Роман, говоря об этом, становился действительно похожим на Петра. Так нам всем показалось…

18 Ноябрь, 2013 / Просмотров: 3078 / ]]>Печать]]>
 
 Соцсети




 Наши партнеры












© 2024 Все права защищены oooiva-piter.ru