27 Октябрь, 2015
Статьи » Наша газета » Статья 11

НАШ ОРДЕН ПОБЕДЫ В НЕБЕ НАД АФГАНИСТАНОМ

О тех, кто под пулями водил «КАМАЗы»

Николай Иванович Стрюков - ветеран войны в Афганистане.

Выпускник ВПА им. Ленина, Золотой медалист, полковник в отставке. Удостоен правительственных наград, в том числе: орденов «Красной Звезды», «За службу Родине»! В Представлении к наградам, написанном лично генерал-лейтенантом Г.А. Стефановским, в то время заместителем начальника ГЛАВПУРА армии, можно прочитать следующее: «…В октябре 1985 года полковник Н.И. Стрюков организовывал бои по отражению нападения моджахедов на колонну и обеспечил выполнение поставленной задачи...».

Николай Иванович Стрюков удостоен также редкой награды –
Ордена «Красного Знамени» от правительства Демократической Республики Афганистан (cм. копию документа).

Сегодня Николай Иванович - полковник в отставке… Живёт в Санкт-Петербурге. По его признанию, чувствовать себя в отставке трудно. Не по его характеру. Особенно трудно было в первое время после возвращения с войны. Так же, как трудно изжить из памяти войну, избавиться от воспоминаний, порой весьма горестных и трагических. Так же, как невозможно представить, будто её, войны, и не было... Надо было что-то делать, во что-то воплотить воспоминания, всё то, что до конца не осмыслено, не высказано, не осуществлено, что всё ещё не отболело и вряд ли когда-нибудь отболит… Хотелось перевести память в реальные дела, в мирную жизнь, тем самым оживляя и сохраняя свою память - о том времени, о коллегах и друзьях, оставивших на чужой земле, в горах и в ущельях, свои молодые, жаждущие дела и счастья жизни. Хотелось отдать должное ушедшим. Невольная виноватость перед ними («вот я живой, а их нет навсегда») требовала реальных практических действий...

Да, такое ощущение было, оно беспокоило и преследовало, и каждый, кто испытывал такую или подобную потребность, реализовывал её по-своему – кто как мог, как умел, в зависимости от своих возможностей и обстоятельств… Так, Николай Иванович Стрюков пришёл к этой идее, к этой форме памяти о своих сослуживцах и боевых друзьях, реализовал её практически, и теперь, по прошествии многих лет, решился о ней рассказать.

- Мне довелось участвовать в боевых действиях в Афганистане в 1984-1986 годы в качестве начальника политотдела единственной тогда в Вооружённых Силах нашей страны 59 армейской автомобильной бригаде материального обеспечения АБРМО. В Афганистане нет ни одного метра железной дороги, во всяком случае, тогда не было, все грузы перевозились автомобильным транспортом и частично авиацией. Наша 59 АБРМО дислоцировалась в городе Пулли-Хумри, провинции Баграм. Десятки тысяч километров накручивали водители «КАМАЗов» за два года срочной службы, и каждый из этих километров мог стать или становился для наших «афганцев» последним. Можно без преувеличения сказать, что 59 АБРМО продолжала здесь, в этих, казалось бы, чужих горах, подвиги наших отцов в Отечественную войну. Такое было ощущение…

Самыми тяжёлыми были рейсы в 1985-1986 годах, когда командованию 40 Армии была поставлена задача завершить боевые действия по уничтожению бандформирований и выводу войск из Афганистана. Командование бригады и офицеры штаба постоянно выезжали в рейсы в качестве начальников колонн, проводили операции по уничтожению бандформирований сразу по всей территории страны. Командование бригады и офицеры штаба постоянно выезжали в рейсы в качестве начальников колонн.

…Повторюсь, это был 1985 год. Мы все, конечно, помнили, что это был за год! Год 40-й годовщины Победы нашей страны в Великой Отечественной Войне. Остро помня об ЭТОМ, в честь ЭТОЙ даты мы с командиром бригады Василием Фёдоровичем Леоновым решили в военном городке, где мы дислоцировались, в Пулли-Хумри, создать Памятник воинам-автомобилистам - в Память о Героях Великой Отечественной Войны и в Память о Наших Воинах, погибших на земле Афганистана.

Идея понравилась! Но кругом рвутся снаряды, и нет исходного материала… Энтузиастов такие проблемы уже не могли остановить, и в «свободное от войны время» началось созидание посреди войны гуманистической идеи – Памяти о погибших! Памяти – во имя Мира и Созидания – посреди войны и военных действий!

Из дальнейшего общения с Николаем Ивановичем Стрюковым выходило, что именно он и автор, и в значительной мере исполнитель авторского замысла – установки Памятника, возвышающегося посреди центральной площади в афганском городке Пулли-Хумри. Да, именно так: и автор, и исполнитель авторской идеи – один и тот же человек – полковник, ныне в отставке, Николай Иванович Стрюков! А если точнее, поправляет меня автор, «Стрюков со товарищи»!

Иначе говоря, архитектурное сооружение в центре афганского городка Пулли-Хумри есть авторская работа, родившаяся в центре Афганистана, в 1985 году, в разгар военных действий той поры. А сооружён он на энтузиазме и уверенности в том, что наш ОРДЕН ПОБЕДЫ непременно будет водружён на центральной площади этого афганского городка.

Попробуем всё-таки сколь-нибудь внимательно рассмотреть эту, безусловно, творческую работу: что там за образ воссоздан творческой мыслью?

И почему так глубоко запала в душу и та война, и те бесценные человеческие потери, которых неизбежно требует любая война?

Наверное, потому, что был Николай Иванович и его боевые товарищи не просто «наёмными воинами» - они являлись защитниками интересов своего Отечества! Николай Иванович участвовал в боевых действиях в Афганистане в 1984 – 86 гг. как начальник политотдела единственной в Вооружённых силах 59-й автомобильной бригады материального обеспечения (АБРМО).

По рассказам Николая Ивановича, в Афганистане все грузы в основном перевозились автомобильным транспортом, лишь частично - авиацией.

…Командование 40 армии проводило операции по уничтожению банд-формирований сразу на всей территории страны: офицеры штаба постоянно выезжали в рейсы как начальники колонн… 1985 год – год 40-й годовщины Победы нашей страны в Великой Отечественной войне, и вот, в честь этой знаменательной даты, мы с командиром бригады Василием Федоровичем Леоновым решили воздвигнуть в точке нашей дислокации, в Пулли–Хумри, памятник нашим воинам-автомобилистам: в честь Героев Великой Отечественной войны и в честь наших воинов, погибших на афганской земле!


…В качестве проекта, - продолжил свой рассказ Николай Иванович Стрюков, - мы и задумали нашу СТЕЛУ, о которой я веду речь. Это предложение «афганцами» было принято, но вот вопрос: где взять необходимые для этого силы? И из чего мы будем строить, к тому же в сейсмоопасной зоне, к тому же - при постоянном артиллерийском и миномётном обстрелах городка душманами?

Для осуществления этого замысла подобрались трое энтузиастов - ребята из оркестра, которые хоть строительных навыков и не имели, но идеей нашей загорелись основательно. Вырыли мы пятиметровый котлован, на дно уложили рамы двух сгоревших «КАМАЗов», рамы эти сварили в единый постамент и начали готовить СТЕЛУ. На соседней стройке, в Кабуле, выпросили две восьмиметровых балки, обварили их арматурной сеткой и залили бетоном - в результате получили две железобетонных колонны - что и требовалось! Теперь их надо было установить на постамeнт, который мы соорудили из автомобильных рам. А наши музыканты, переквалифицировавшиеся в строителей, придумали, как закрепить колонны: из проволоки сварили макет ОРДЕНА ПОБЕДЫ! Залили его бетонным раствором, сделали соответствующие надписи - и водрузили ОРДЕН между колоннами!

В результате получилась СТЕЛА! Та самая, о которой мы и мечтали! Внизу сделали макет горной дороги со следами протектора от колёс «КАМАЗа»; а на подъёме над пропастью эта дорога резко обрывалась!

Вот такой получился Памятник!

И вот 9 мая 1985 года Памятник был открыт! Здесь, в Афганистане! На торжественном митинге! К Памятнику возложили цветы.

Впоследствии у подножия сделали клумбу, на которой всегда цвели розы…

Создатели памятника, его строители, были награждены ценными подарками. И каждый раз, когда на плацу проходило построение, подразделения бригады, боевые колонны проходили мимо торжественным маршем и отдавали честь Автомобилистам, погибшим в Великой Отечественной войне и в Войне в Афганистане!

В 1986 году полковник Стрюков вернулся домой, в Воронеж, и дальнейшую службу проходил в Воронеже. Но, как говорится, от себя не уйдёшь…

- И здесь, в Воронеже, у меня зародилась мысль создать на территории Советского района моего города памятник воронежцам, не вернувшимся с войны. Прошло несколько лет, прежде чем удалось приступить к осуществлению этой идеи. Благодаря настойчивой работе членов Воронежского городского совета ветеранов Афганистана, администрации Советского района памятник начали строить, вернее - создавать! У нас уже был опыт, правда, времени на его осуществление понадобилось много больше. К работе подключился Союз семей военнослужащих, чьи дети и мужья погибли в мирное время. Этот Союз в Воронеже возглавляет Валентина Никитична Чиркова. По просьбе жителей города памятник решили посвятить воинам, погибшим не только в Афганистане, но и в других горячих точках. Объединяющим для всех стал лозунг «Воронеж помнит своих сыновей, погибших при исполнении воинского долга!».

Памятник был открыт в сентябре 2005 года, в День города!

Вместе с Аллеей Славы он стал местом проведения торжественных мероприятий, посвящённых ДНЯМ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ!

В память о воинах Великой Отечественной войны и наших ребятах, погибших, защищая интересы родного Отечества!

Постскриптум:

…Жив ли в афганском городке Пулли-Хумри памятник, возведённый от чистого сердца нашими самодеятельными скульпторами-«афганцами» в память о погибших там ребятах, с искренним пожеланием мира и добра афганскому народу?

Жив ли этот памятник сегодня? И какой будет его судьба в развивающейся истории? Жаль, что мы не знаем ответа на этот вопрос. А знать хотелось бы. Ведь сооружение этого памятника именно на этой территории и именно в это исторически значимое время было продиктовано исключительно искренним пожеланием людям, в данном случае в этом регионе, долгого надёжного мира и добра. В этом простом, незатейливом скульптурном образе соединено жизнеутверждающее начало мира и его продолжения, основанного на сотрудничестве и единодушном устремлении к добрососедству, взаимопониманию, благородству и международной солидарности.

Кто-то изо всех сил раздувает мировой пожар из крошечной искры - а кто-то пытается гасить его добром и любовью к людям, к человечности, к жизни - в её многообразных гуманистических проявлениях.

…Николай Иванович Стрюков сегодня, вместе с коллегами из сообщества «афганцев» Санкт-Петербургского отделения участников современных локальных войн, продолжает воплощать в жизнь патриотические идеалы, засевая ими души мальчишек и девчонок – теперь в школах замечательного города Санкт-Петербурга. Такие посевы здесь хорошо приживаются. Почва для этого создавалась здесь исторически.

…И вновь надевают они свои военные мундиры с многочисленными орденами и медалями, в очередной «рейс» берут с собой молодых инвалидов-«афганцев» и идут к детям, своим патриотическим примером показывая, что любовь к Родине – это не просто красивая фраза. Это каждодневный ПОСТУПОК – дома, на улице, в школе, в жизни.

В заключение ещё о Памятнике: созданный исключительно на душевном порыве и искреннем чувстве патриотического энтузиазма, без миллионных затрат и парадной суеты, исключительно из металлических прутьев и цементных плит, может производить значительно более сильное впечатление, чем миллиардные супершедевры, поражающие воображение. Каково ему сегодня - нашему Памятнику - на Афганской земле? На площади в Пулли-Хумри? Жив ли он - в нынешнем контексте непростой мировой и региональной истории?

И. Алябьева.


{img1} {img2} {img3}
{img4} {img5} {img6}
{img7}   {img8}   {img9}

Все права сохранены  ©  ОООИВА Санкт-Петербург

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

https://oooiva-piter.ru/article/read/stryukov.html