27 Февраль, 2015
Статьи » Текущие » 26-я годовщина вывода войск из Афганистана

АФГАНИСТАН НА ВСЮ ЖИЗНЬ НАС СВЯЗАЛ
15 февраля 2015 года.
Двадцать шестая годовщина вывода советских войск из Афганистана.
Как относиться к этой дате?
Наверное, и сегодня многие затруднятся дать на этот вопрос однозначный ответ.

Мне привелось встречать этот день в 1989 году у вновь построенного моста через реку Аму-Дарью в узбекском городе Термезе. Не было праздничных фанфар, не было восторженных криков «Ура!»… В воздухе пахло незнакомой горчащей пылью, а сидевшие и лежавшие на танках усталые воины пробовали «соответствовать моменту»…

И вот сегодня, 15 февраля 2015 года, встреча «афганцев». Встреча тех, кто остался в живых. Кто вернулся. И кто продолжает сражаться с последствиями тяжёлых ранений и коварного «постафганского синдрома». Кто хранит в своей памяти погибших и помогает оставшимся в живых; объединившись в коллектив единомышленников, вовлекает в свои ряды единомышленников, волонтёров из числа студентов и школьников, преподавая им своей жизнью и своей убеждённостью в правоте своего дела уроки мужества и патриотизма.

Сегодня они встретились в Доме Офицеров, чтобы это событие – окончания войны, вывода войск из Афганистана - вспомнить и отметить вместе.

Не будем останавливаться на традиционных формах проведения подобных встреч, а пройдем по залу ресторана Санкт-Петербургского Дома Офицеров, где так комфортно и уютно расположились в этот день ветераны «афганской» войны и их гости, и попросим ответить на вопрос:

Какое событие, факт, впечатление всплывают в памяти при одном только слове «Афганистан»?

Предлагаем вашему вниманию некоторые из полученных ответов.

ИТАК: ЭКСПРЕСС-ИНТЕРВЬЮ С УЧАСТНИКАМИ ВЕЧЕРА ВСТРЕЧИ.

- Какие мысли, чувства, картины возникают в памяти уже при одном только слове «АФГАНИСТАН»?

Николай Князев, участник Панджшерской операции в Афганистане, инвалид второй группы, кавалер Ордена Красной Звезды:

- Это бурный водоворот времени и событий в нём. И я ступил в этот водоворот, когда мне исполнилось восемнадцать лет. В этом водовороте я стал и девятнадцатилетним, и двадцатилетним… и так не похожим на меня, прежнего, человеком. Подобное же произошло и с моими боевыми товарищами, которые из вчерашних мальчишек превращались во взрослых парней, отвечающих за судьбу Отечества, за судьбы своих товарищей по оружию... Живыми из них остались далеко не все, и, вспоминая Панджшер, понесённые там боевые потери и моральные утраты, нам никак не избыть из сознания это гнетущее чувство – насколько бездарно наши современные руководители, элитой себя именующие, распорядились плодами того события. Как бездарно они распорядились плодами того, за что была принесена искренняя жертвенная дань кровью. Эта река времени вмещает в себя, хранит в себе и время от времени предъявляет нам и прошлое, и настоящее, и будущее. И никуда от истинной оценки событий временем и жизнью не уйти. Другого взгляда не существует. Как тогда, так и сегодня. Для нас, участников той войны, - это череда событий, сформировавших наше мировоззрение, бьющих по сознанию. И лично меня и моих сверстников сформировавший фактор - это Афган. Наш Афган. Это он сделал нас такими. Это континуум истории.

Иван Данилович Косачев, доктор медицинских наук, главный хирург 40 армии в 84-86 годы, Кавалер многих правительственных наград, в том числе: Ордена Ленина, Ордена Трудового Красного Знамени, Ордена Красной Звезды, Золотой Медали Н. И Пирогова, Ордена «За обустройство земли Российской» и других.

- Иван Данилович, расскажите о Вашем Афганистане. О вашей работе там, когда в течение суток приходилось делать по 50-60 хирургических операций…

- Афганистан... эта тема весьма болезненна, и обсуждается она почти постоянно. Зачастую обсуждение начинается с поиска ответа на вопрос: а зачем была эта война? Каковы причины возникновения этой войны? В ответ я могу сказать следующее:
этот вопрос – сугубо политический, и обсуждать его я не могу.
Я не компетентен в политических вопросах.

Моя позиция сводится к следующему: прежде всего, я – гражданин своей страны. И как гражданин своей страны я должен выполнять свой государственный долг. Как должен выполнять его солдат, офицер, специалист, квалифицированный в своей профессии.

У каждого – своя задача. Я – врач. И главная задача врача, моя главная задача, – спасти жизнь раненого. Чтобы он вернулся в строй или к трудовой деятельности.

Командование 40-й армии свои задачи понимало правильно.

Свой долг оно выполняло и стремились к тому, чтобы война была как можно с меньшими потерями. Хорошо помню слова Игоря Николаевича Родионова, командующего 40 армии, с этими словами он обращался к своим подчинённым:

«Прошу беречь солдат и офицеров, как своих сыновей, особенно во время боевых операций. Не бросаться на амбразуру, если можно избежать жертв». И эти слова командующего мы помнили всегда.

«Делай, как я!» Таким был наш рабочий девиз, а это значит - по 12-14 часов за операционным столом.

За время войны погибли 35 врачей, из них 11 - выпускники нашей Военно-медицинской академии. При мне погиб лейтенант Линёв, 10 декабря 1985 года. Он посмертно награждён Орденом Красного Знамени. Курсант 6 курса Андрей Линёв оставил такое заявление: «Считаю для себя нужным находиться на ответственном участке выполнения интернационального долга…». Он был хирургом подразделения спецназа и в сложной ситуации выполнил свой долг врача и офицера спецназа.

Чудеса героизма проявляли гражданские врачи и медсёстры - добровольцы, направлявшиеся сюда через военкоматы. Вот только один пример: когда оперировали десятилетнего мальчика-афганца, его к нам в госпиталь принесли на руках, и наша сестричка Таня Воронцова отдала ему свою кровь. При этом она всю ночь помогала хирургам у операционного стола. Из госпиталя мальчик побежал на своих ногах… Вообще-то нам запрещали лечить афганцев, но специального указания – «Не госпитализировать!» – не было. Ведь все врачи мира приносят клятву Гиппократа: мы обязаны помочь любому человеку! Конечно, этот факт получил огласку, я должен был доложить ситуацию командующему. Он спросил – знал ли я, что этот мальчик – душман? Нет, сказал я. «А если бы знали – оперировали бы?» - Я бы его всё равно оперировал. Ведь он умирал. А дальнейшую его судьбу должны решать соответствующие органы».

Дмитрий Корхов, кавалер Ордена Красой Звезды, десантник, сапёр в Афганистане, инвалид войны; обаятельный, жизнелюбивый человек, перенесший бесчисленное количество операций на сердце и позвоночнике. Это про него сказала известная победительница на европейских конкурсах танцовщиц-колясочников Елена Лозко: «Война сломала ему спину, а он выпрямился во весь рост и стал помогать другим»:

- Первое, что возникает в памяти, в сознании, когда я думаю про Афганистан:

Средний век. Бедный, но по-своему счастливый народ. Людьми войны они стали по обстоятельствам. Свободолюбивый народ. Кругом горы!! Красота!!

- Второе - это наша армейская дружба! Отдать жизнь за товарища и принять её же в ответ. Одноклассники, однокурсники и однополчане приравниваются почти к родственникам, по крайней мере, лучшие из них.

«…Афганистан на всю жизнь нас связал…»!

Дмитрий Гришин, десантник, инвалид войны, кавалер Ордена Красной Звезды, художник:

- Не удивляйтесь тому, что я сейчас скажу…

Я полюбил Афганистан. Люди там намного чище, чем представители европейской цивилизации… чище, светлее и цивилизованней. А война для них - как часть образа жизни, и никакая американская бомба их никогда не победит...

На той земле осталась часть моей души, часть меня самого, ушедшая вместе с боевыми друзьями, моими сверстниками... Молюсь за них. Молиться мне есть о ком и о чем...


Татьяна Кириевская, доктор-травматолог, вместе с известным «афганцам» хирургом Виктором Павловичем Хомутовым продолжает свою деятельность в «военно-полевом госпитале» в Санкт-Петербурге.

Её эмоциональное обращение к Афганистану проявляется зачастую в чтении стихов о подвигах на войне женщин – врачей и медицинских сестёр. Вот и сейчас она на высокой ноте искренности и эмоциональности прочитала одно из лучших стихотворений Леонида Молчанова.

Как тяжело, как страшно и как горько — 
Забыть про сон, про радость, про любовь, 
Сдирать бинты с кровавой жесткой коркой 
И видеть на своем халате кровь... 

Вчера под вечер привезли сапера. 
Он все просил: «Сестренка, помоги, 
Дай руку мне — мне нужно снова в горы!» 
А я молчала: он был без ноги... 

В седьмой палате — Алексей с Урала 
Спросил меня: «Я буду жить, сестра?» 
А я — кивала, плакала и знала, 
Что он не доживет и до утра. 

Он улыбался тихо и счастливо, 
Рассказывал мне про сестру, про мать... 
Прости мне эту ложь, Алеша, милый: 
Я правды не смогла тебе сказать, 

О господи, откуда ж столько боли? 
Нет силы, чтобы справиться с собой. 
Откуда взять мне столько силы воли, 
Чтоб победить, забыть про эту боль? 

Об этом не узнают, не напишут, 
Все это я всегда ношу в себе, 
Но вновь — 
везут, 
везут, 
везут мальчишек 
С раненьями на теле и в судьбе. 

И всюду — боль. 
И болью полон воздух. 
И чей-то крик, сорвавшийся звеня... 
Не верится, что рано или поздно, 
Закончится война и для меня. 

Я, наконец, к своим родным приеду, 
В такой далекий, ласковый Союз, 
И будет тост мой первый — за победу, 
Второй — за павших, 
третий - за Кундуз. 

И будут письма, только очень редко, 
И будут песни, что мы здесь поем, 
И будут про меня мои соседки 
Бубнить: «За длинным ездила рублем!» 

Я не обижусь. Никогда, нисколько: 
Они слепы. И, в силу слепоты, 
Не знают, что я все отдам, чтоб только 
Не видеть вновь кровавые бинты...

Леонид Молчанов. Ноябрь 1988 год.

Из телефонного звонка Татьяны Кириевской: «В наш госпиталь едут со всей России, потому что знают: здесь лечат «афганцев». Только за последних три года прооперировано 147 человек из 12 регионов России - с посттравматическими последствиями войн.

Сергей Алфёров, инвалид войны в Афганистане (1984 - 1985 гг., Шиндант, разведбатальон). Кавалер Ордена Красной Звезды.

Это произошло ровно через год от начала моей службы. 29 октября 1985 года. Я прикрывал командира, замкомвзвода. Командир был ранен, его взяли на плечи, а я с пулемётом прикрывал уходящих. Всего-то метров сто было до брони... налетели на засаду, и нас в упор расстреляли. Вот, собственно, и всё. Так меня не стало. Посмертно был представлен к ордену «Красной Звезды». Но я ничего об этом не знал. И узнал лишь через сорок семь суток. Через 47 суток спросил - который год? Началось вхождение в жизнь. Началось восстановление. Спасибо всем, что я живу. В моих стихах можно найти имена моих боевых друзей-однополчан, отдавших мне свою кровь и этим спасших меня. И вот, в конце прошлого года ко мне приехал один из моих спасителей, тот самый раненый сержант с перебитыми ногами, которого я спасал на войне. Последнее, что я тогда видел, это как уносили Олега…. И вот представьте себе – Олег МОЙ ГОСТЬ. Он разыскал меня в Питере, приехал ко мне с Украины. Как я благодарен ему за эту встречу! И знаете, какой он мне привёз подарок?! Восстановленный флаг нашего батальона! Он сам его восстановил! Под этим флагом мы воевали в Афганистане, а в час нашей встречи плакали и смеялись, говорили наперебой о войне, о солдатской дружбе, о жизни, и снова о войне и о своих боевых друзьях. Под этим знаменем мы назвали себя и всех своих ребят, живущих сегодня на Украине, «Киевским батальоном». «Вот я и приехал к вашему президенту за танком, - грустно пошутил мой друг из «Киевского батальона». А в завершение Олег сказал: «Не дождутся американцы, потому что Украина – это Россия. И так думает больше половины Украины».

… Ну, вот и всё. Пожалуй, на сегодня всё.

День, начатый традиционным Выстрелом с Петропавловской крепости и освящённый этим Залпом, благополучно завершился. Таким образом, в историю страны вписано ещё одно историческое событие!

Мы будем вместе с вами и дальше рассказывать об участниках войн, которые, к величайшему сожалению, всё ещё возникают.

Здоровья и неиссякаемого оптимизма в преодолении неизбежных трудностей и проблем людям самой главной на свете профессии – ЗАЩИТА РОДИНЫ.

Ирина Алябьева

Фотоальбом

Все права сохранены  ©  ОООИВА Санкт-Петербург

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

https://oooiva-piter.ru/article/read/26let.html